- Инженеров железнодорожного транспорта институт
Инженеров железнодорожного транспорта институт имени академика В. Н. Образцова (ЛИИЖТ) (Московский проспект, 9), основан в 1809 как Институт корпуса инженеров путей сообщения (до 1864 закрытое учебное заведение с военной организацией, с 1864 гражданский институт). До 1917 имел один факультет. В 1929/30 учебном году 7 факультетов, с 1924 назывался Институтом инженеров путей сообщения (ЛИИПС). В 1928 при институте образована Секция межпланетных сообщений. В 19291931 на базе факультетов ЛИИПС создан ряд других транспортных вузов. Современное название с 1930. В 1949 присвоено имя В. Н. Образцова. В 1954 объединён с Ленинградским электротехническим институтом инженеров железнодорожного транспорта (организован в 1937). В институте (1990): факультеты механический, мостов и тоннелей, строительный, электромеханический, управления процессами перевозок, электротехнический. Филиалы в Мурманске и Вильнюсе, учебно-консультационные пункты в Волхове, Петрозаводске, Таллинне. 50 кафедр, НИИ мостов, 15 отраслевых научно-исследовательских лабораторий; фундаментальная библиотека (12 млн. единиц хранения). Имеется Музей железнодорожного транспорта СССР. В 1989/90 учебном году в институте было около 13 тыс. студентов, 800 преподавателей. За время существования институт выпустил около 70 тыс. инженеров, в том числе за годы Советской власти свыше 60 тыс. Деятельность института связана с именами учёных и инженеров: Н. А. Белелюбского, Б. Е. Веденеева, Я. М. Гаккеля, Г. О. Графтио (мемориальная доска), А. Н. Крылова, Г. Д. Дубелира, С. Я. Жука, Д. И. Журавского, С. В. Кербедза, П. П. Мельникова, Д. И. Менделеева, В. Н. Образцова, Г. П. Передерия, Е. О. Патона и др. Здесь учились многие видные общественные деятели и революционеры, в их числе С. И. и М. И. Муравьёвы-Апостолы, Н. И. Кибальчич, С. Д. Марков, А. М. Эссен и др., писатель Н. Г. Гарин-Михайловский. В период Великой Отечественной войны специалисты института участвовали в сооружении «Дороги жизни», выполняли задания военного командования. Награждён орденом Ленина (1945), Октябрьской революции (1984). Издаёт сборник трудов (с 1884). Многотиражная газета «Наш путь» (с 1928).
ЛИИЖТ занимает здание бывшего Юсуповского дворца (набережная р. Фонтанки, 115) и корпуса, специально построенные для института в 1823 (архитектор А. Д. Гетман), 18931895 (архитектор И. С. Китнер) на Забалканском (ныне Московском) проспекте. В большой физической (ныне Ленинской) аудитории института дважды (в декабре 1917 и январе 1918) на Чрезвычайных Всероссийских железнодорожных съездах выступал В. И. Ленин (мемориальная доска). На территории института памятник преподавателям, сотрудникам и студентам, погибшим на фронтах и в блокадном Ленинграде (1969, скульптор А. Г. Гаккель, архитектор И. Г. Явейн).
Литература:
Ларионов А. М., История Института инженеров путей сообщения императора Александра I за первое столетие его существования, 18101910, СПБ, 1910; Ленинградский ордена Ленина институт инженеров железнодорожного транспорта имени академика В. Н. Образцова. 18091959, М., 1960;
ЛИИЖТ на службе Родины, Л., 1984.
Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург». - М.: Большая Российская энциклопедия. Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др.. 1992.